Генная терапия улучшит эффективность ушного имплантата

Новая методика позволит заново выращивать слуховые нервы.

Австралийские ученые разработали методику, с помощью которой можно регенерировать слуховые нервы. Новый метод позволит людям с нарушениями слуха лучше распознавать звуки и острее слышать. Исследование опубликовано в журнале Science Translational Medicine.

Как известно, потеря слуха обычно возникает из-за гибели волосковых клеток во внутреннем ухе, преобразовывающих звуковые колебания в нервные сигналы, которые мозг интерпретирует как звуки. Кохлеарный имплантат берет на себя функцию волосковых клеток, но не может восстановить человеческих слух до нормального состояния. Однако ученые из университета Южного Уэльса в Австралии заявили, что новый кохлеарный имплантат способен доставлять специальные ДНК, которые стимулируют рост новых нейронов во внутреннем ухе, прямо к нервам. Это позволит значительно улучшить слух и распознавать высоту звуков. «Люди с кохлеарными имплантатами хорошо понимают речь, однако их восприятие звука очень плохое, поэтому они лишены удовольствия послушать музыку», — отметил автор исследования Гэри Хосли.

Ученые уже давно выяснили, что белки под названием нейротрофины способны регенерировать окончания слуховых нервов, но их введение в организм может привести к заражению и дальнейшей потере слуха. Как сообщают австралийские специалисты-неврологи, с помощью кохлеарного препарата и новой методики можно безопасно доставить эти белки во внутреннее ухо.

Исследователи провели эксперимент на морских свинках, которые оглохли в результате испытания препарата, убивающего волосковые клетки. С помощью кохлеарного аппарата, ученым удалось ввести ДНК для производства нейротрофинов и заново вырастить уже поврежденные слуховые нервы у животных, слуховая система которых аналогична человеческой. Результаты были ошеломительны: животные, которые были практически глухими, смогли слышать на уровне, близком к нормальному.

«Наша генная терапия является примером успешного лечения состояния, даже не вызванного генетическим дефектом. Благодаря электрическим импульсам, клетки, которые находились близко к имплантированным электродам, были способны производить белок, прекращающий вырабатываться в зрелом возрасте. Это позволяло нервным волокнам прорастать к клеткам и, соответственно, к электродам. Все это помогло животным лучше воспринимать высоту и тембр звуков», — прокомментировали ученые.

Ученые отметили, что, к сожалению, производство нейротрофинов продолжается только в течение нескольких месяцев, и новая методика должна быть улучшена, прежде чем начнутся клинические испытания на людях. Однако автор исследования Гэри Хосли считает, что методика в скором времени сможет позволить слабослышащим людям оценить все достоинства музыки и слышать в шумных помещениях.